Дизайнер Аяжан Жаксыбай поведала Forbes.kz, почему в Европе на таком высочайшем уровне дискуссируют роль креативных отраслей в экономике и стоит Казахстану поддерживать собственных «креативщиков».
«Будущее за креативным отраслями»
F: Аяжан, как вы оказались на слушаниях в Европарламенте 26 марта?
- Я нередко езжу в Европу, общаюсь с людьми, показываю свои коллекции. В Брюссель я поехала по приглашению EU40, группы юных депутатов Европарламента и лично депутата Катарины Неведаловой.
F: Наши депутаты ничего подобного не дискуссируют. Почему же европейцам увлекательна данная тема?
- У их же нет нефти и газа, для их креативные отрасли - принципиальные экономические составляющие. В Бельгии, Нидерландах, Франции, Италии есть целые промышленности дизайна. К примеру, в Нидерландах три министерства занимаются модой и дизайном. МИД заинтересован в этом, так как мода - наилучший посол, минкультуры, так как мода - проявление культуры, а минэкономики необходимо, чтоб создавались новейшие рабочие места, совершенствовались технологии, появлялись инновации.
F: О чем были сами дебаты?
- О новеньком подходе к креативным отраслям. Ранее на их смотрели только как на культурную составляющую, на метод государственной идентификации, но не как на ветвь экономики. Они сообразили: идет война концепций, в данной плоскости страны будут конкурировать меж собой, и будущее - за креативным отраслями. Я бы даже произнесла, что это уже наполовину настоящее. На данный момент на почти всех вещах написано designed in N, так как понятно: всё делают китайцы, основное сейчас - кто выдумал.
F:Другими словами Казахстану нужно запрыгнуть в этот уходящий поезд?
- Нам хотя бы нужно у их обучаться, как выстраивать систему образования, как государству регулировать и провоцировать эти отрасли, как защищать интеллектуальную собственность, как употреблять это в качестве странового пиара. Нереально же нефть и газ рекламировать, необходимо нечто креативное. Я знаю, что на Гоа живут наши дизайнеры, которые выполняют заказы западных компаний, другими словами они уже экспортируют казахстанский дизайн. Лишь правительство с этого ничего не имеет, не употребляет их имена для вербования внимания к стране.
F: Как в Европе поддерживают творческих людей?
- В Нидерландах есть город Эйндховен, где чрезвычайно мощная школа дизайна. Ежели говоришь, что ты выпускник данной для нас школы, то итальянцы падают ниц и начинают на тебя молиться. Городская администрация оплачивает половину аренды помещений, в каких находятся бюро, мастерские, шоурумы дизайнеров. Таковым образом власти заинтересовывают дизайнеров, чтоб они не уезжали в Париж либо Лондон. В Европе можно получить грант на образование в области дизайна, архитектуры и т.п., можно выиграть грант, когда ты уже работаешь в креативной сфере. У нас вообщем этого нет.
«К легкой индустрии так и относятся - легко»
F: Что вы говорили во время дискуссии в ЕП?
- Я произнесла, что у нас чрезвычайно профессиональная страна, но мы лишь сначала пути, что у нас образование у дизайнеров больше технологического плана, и это нужно поменять, нужно развивать у их арт-составляющую и бизнес-навыки - по брендированию, маркетингу, созданию экспортного продукта. Мое выступление восприняли чрезвычайно живо, подступали, говорили, что мы должны поднять казахстанскую индустрию моды и дизайна, обещали посодействовать в этом.
F: А в Казахстане вы общались на данную тему с кем-нибудь на высочайшем уровне?
- Меня приглашали в Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, которое помогает производителям выходить на интернациональный рынок. Они мне произнесли: «Нам приятно, что ваши коллекции продаются за рубежом. Но у нас ценность - машиностроение».
F: Почему так отреагировали - из-за недопонимания либо нежелания заниматься креативными отраслями?
- Желание есть. Но есть сила инерции, доставшаяся нам от русского прошедшего, когда к легкой индустрии так и относились - просто. Для нас до этого времени «машиностроение», «добыча урана, нефти и газа» звучит солидно. От всего остального пока не лицезреют эффекта, хотя и соображают, что за креативными отраслями будущее. В KAZNEX INVEST мне произнесли, что готовы ехать на мастер-классы, ведь у их нет профессионалов, которые соображают, как в этих секторах создается добавочная стоимость, какая тут обязана быть муниципальная политика.
«Мы уже можем конкурировать на международном рынке»
F: Казахстану есть что показать на интернациональной арене?
- Есть, но не много. Мы не верим в себя, и образование нам не дозволяло выходить на интернациональный рынок. Но почти все отучились в западных институтах, и мы уже можем конкурировать на этом поле. В Казахстане государственный состав чрезвычайно различный, это обогащает нашу культуру, а дизайн, искусство зиждутся на государственных особенностях. У нас люди профессиональные, им просто нужно отдать обычное образование, необходимо простимулировать, им необходимы примеры. Почти все, смотря на меня, стали тоже выдумывать коллекции, ездить с ними за предел. Я собираюсь дважды в год вывозить в Европу юных дизайнеров, чтоб специалисты поглядели их портфолио и произнесли: «Вот это у тебя отлично выходит, а с цветом для тебя нужно работать и работать». Юных нужно учить созидать тренды, отыскивать узкую грань меж тем, что необходимо миру, и тем, что желает выразить сам дизайнер. Нам нужно пройти этот путь, по которому Европа идет уже крайние 30 лет.
…Аяжан поведала, что в Европарламенте показали ее коллекцию весна-лето White Plenty-2014. Показ был воспринят на ура, собравшиеся стоя аплодировали «Белой роскоши» от AIKA ALEMI.